Тема 4: Основа каратэ

Куприков

Константин

Игоревич

Безжон

Владислав

Олегович

Романов

Илья

Валерьевич

Макаров

Максим

Витальевич

Абакумов

Роман

Игоревич

Мухина

Виктория

Владимировна

Ката

Самое важное в каратэ - это ката. В них собраны воедино приемы защиты и нападения. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого  движения и выполнять его правильно. Кое-кто полагает, что можно практиковать только спарринг, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ

Основатель стиля Сито-рю Кэнва Мабуни

 Ката — определенная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. В основном, все ката произошли из старинных школ окинава-тэ (боевое искусство, появившееся на острове Окинава). Некоторые древние - родом из XVII века, когда они были частью китайского кунг-фу. Многие ката были изменены известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо ни от чего, все мастера каратэ всегда придавали и придают изучению данных комплексов исключительное значение, поскольку в них заложены все основные принципы боевых искусств.

 

«Ката представляет собой наследие, оставленное мастерами прошлого, которые создали приемы, проходя через личные схватки, духовный и эмоциональный опыт»

Хироказу Каназава, глава Международной Федерации Каратэ Шотокан (SKIF)

 

Сплошь и рядом люди сталкивались с несколькими, подчас вооруженными противниками. Чтобы выжить, нужно было противопоставить количеству или оружию умение, которого не было у противников. Вот тут и приходили на помощь ката. Каждое из них предполагало определенную сложившуюся ситуацию и выход их неё.

 

Каждое ката начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессивных чувствах, а на умении владеть собой (один из принципов каратэ – «в каратэ не нападают первым «каратэ ни сэн тэ наси»). Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции и времени, правильное дыхание. Заканчивается ката в том же месте, что и начиналось.

 

Выполнения ката делятся на классическое и нетрадиционные. В первом случае ката выполняется в строго определенном ритме: после завершения элемента или группы элементов (блоки, удары) следует пауза, во время которой исполнитель фиксируется в конечном положении движения. На выполнение каждого ката отводится определенное время. Во втором случае существует множество вариаций:

 

1)    Замедленное выполнение ката с максимальным напряжением мышц тела на каждом движении

2)    Замедленное выполнение ката в максимально низких стойках

3)    Выполнение ката с концентрацией на каждом вдохе-выдохе

4)    Ускоренное выполнение атакующих элементов ката

5)    Замена технических элементов ката. Например, Сокуги Такиоку — это Такиоку ногами

6)    Зеркальное выполнение: все движения ката выполняются в зеркальном отражении. В таком случае к названию ката добавляется слово «уро» («обратный»)

7)    Выполнение ката с оружием

 

 

Бункай

 

Бунка?й (с японского «анализ») в боевых искусствах представляет собой расшифровку, набор боевых применений движений ката в каратэ.

Обычно каждый бункай представляет собой связку из 2-4 приемов, включающих в себя удары, броски и защиты. В большинстве школ используется единственный набор бункай для каждого ката. В некоторых школах бункай подразделяется на «базовый» («кихон бункай») и «боевое применение» («ое-бункай»). Трудно установить, кто впервые ввел в процесс обучения каратэ идею «бункай» (скорее всего создание этого метода уходит в глубины веков). Однако первым наставником, широко применявшим этот подход в тренировочном процессе, начиная с 20-30х гг. XX века стал создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва.

Поскольку каждое ката является символом боевых искусств, оно содержит в себе бесконечное количество бункай (расшифровок). Так любое движение в ката может трактоваться как удар, бросок или защита. Таким образом, количество бункай каждого ката поистине безгранично.

Наверх